вторник, 22 января 2013 г.

"Такой жизненный путь ведет в центр..."


Александр Бреусенко-Кузнецов, автор романов "Мертвые душат"
 и "Мертвые пляшут" о романе "Фантасмагории бизнес-леди":

Должен признаться, с первым же появлением романа на Триммере (Международный литературный конкурс "Триммера" - от С.С.) ощутил к названию амбивалентные чувства. Первое слово - очень моё. А дальше - совсем не моё.
(О романе А. Бреусенко-Кузнецова "Мертвые душат" читайте обзоры ""Червонец" от секунданта Или Слово в защиту "Мертвых"" и "Дополнение к "Червонцу" за роман "Мертвые душат").


Помню, в социалистическом ещё мире мне устойчиво не нравилось слово "производство" - я видел в нём черты чего-то скучно-пригибающего к земле, заведомо нетворческого труда, лишающего жизненное дело всякого смысла. Капиталистическим преемником этих чувств стало слово "бизнес" (уже с пониманием того, что уж лучше бы бизнес предполагал производство, чем - чисто самого себя).
Синопсис - в первом чтении - показался эпатирующим и конфронтирующим. "Не подходи!" - наивно советовал он каждому, чьё внимание привлёк. Или: "Осторожно, оползень!". В нём я нашёл близкие себе темы (я ведь несколько статей написал по архетипической теме Лабиринта и проводил мастер-классы по её психотерапевтическому применению), погружённые в чуждый бизнесовый контекст.
Чтение самого романа далось легко.
Лёгкий метафоричный язык, замечательный ненавязчивый юмор с оттенком наивности, характеризующий героиню - доверчивую жертву деловых партнёров. Так вот от чего у 14-летних подростков усы вырастают!
Экзистенциальный контекст происходящего. Ведь бизнес для героини - способ существования.
И героиня находит выход. Именно что четвёртый супротив трёх заданных привычно-заупокойных.
В моей подсудной группе было произведеньице на сходную тему, закончившееся куда печальнее для кинутой партнёрами бизнес-леди. Там её уничтожили по полной программе в самых садистских формах, призванных оправдать жестокую месть одного жлоба другим ещё худшим. И не было из той засады ни малейшего выхода - и не стало его до самого конца, ведь духовно просветлённых версий никто и не искал.
Не то - в "Фантасмагориях", где героиня способна охватить бизнес как целое, воспринять его на уровне жизненной философии. Путь героини - существенно восточный. И при этом вверх от гиблого треугольного основания.
В романе есть дата - 26 июля 1909 года - когда планеты аспектировались квинтилями.
26 июля - день рождения К.Г.Юнга. А упомянутый год в его жизни - год начала освобождения от "буржуазного идеала", линия, достигшая кульминации в 1913-м - год разрыва с Фрейдом.
Пара слов и о Лабиринте. О классическом, критском, в котором невозможно запутаться.
Лабиринт - в моём понимании - образ жизненного пути, наложенный на мандалу. Такой жизненный путь попусту не ветвится, и сообразно своей гармоничной закономерности, ведёт в центр. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий