среда, 16 января 2013 г.

"И где-то я уже об этом читала..."


Такая мысль нередко возникает в голове, когда мы читаем новый роман. Думаешь: «Было уже это где-то, было...» Вот и меня посетили такие мысли, когда я читала роман «Мертвые душат».  И потому, пока нет желающих обсуждать основную тему, поделюсь своими маленькими «открытиями». Действительно, интересно, что порой у совершенно разных авторов мысли движутся по одним и тем же «закоулкам творческой фантазии». Там они могут находить одинаковые метафоры, одинаковые поэтические образы или же - похожие ассоциации. 
  
«ПЛЯШУЩИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Александр Бреусенко-Кузнецов «Мертвые душат». Глава 30. Пляшущие человечки:
«Что есть посмертие? Оно есть болезнь, называемая также Пляской Смерти. Кто есть плясун? Плясуном ныне есть всякий!


Кто есть мертвецы? Они есть пляшущие человечки, которым отпущено долгое время пляски.
Кто есть живые? Те же мертвецы, которые глядят на пляску из-за кулис и ожидают своего выхода.
Кому нужна Пляска Смерти? Она – той темноте, за окнами, угодна. Что там, в темноте? Там, в темноте, ничего нет! Кто видит в темноте? Мудрец и дурак.
Кто на свете наимудрейший мудрец? Тот, кто, не зарясь на жизнь вечную, не идёт на поклон к Смерти и не дохнет в своём глубоком поклоне.
Кто наиглупейший на свете дурак? Тот, кто, желая подольше пожить, немедленно умер.
Мертвы мертвецы, ибо их обманули, мертвы живые, ибо они стремятся быть обманутыми, мёртв Владыка Смерти, ибо он лжёт.
Так говорил Дрю.
Дрю из Дрона не всё время проповедовал открывшуюся ему истину».

Стелла Странник «Фантасмагории бизнес-леди».  (Глава) 7. Пляшущие человечки:
«После удара в машине шея стала более уязвима. Я боялась резких движений, и если нужно было повернуться, делала это очень осторожно и медленно. Появилось еще одно назойливое ощущение: мне казалось, что по шее взбираются какие-то существа – маленькие человечки, чтобы потом походить-поплясать по голове. Они цеплялись ручонками  за волосы и двигались, двигались вверх...
...Леопардовая Оля в обтягивающем статную фигуру платье плывет ко мне восточной хищницей, плавно взмахивая руками с изящными пальцами, на которых – хорошо отточенные и сияющие золотистым лаком, под цвет леопардового раскраса, длинные-длинные ногти. Она приглашает и меня... А в это время толстый Пашкин указательный палец тянется к магнитофону и нажимает на кнопку повтора.
«На столе чистый лист,
            Не исписан он, чист...», - вновь поют никогда не устающие Нэнси.
Все танцуют, а я не могу выйти в этот круг, потому что человек может отплясывать где угодно – на полу, на столе и даже на потолке, но только не у себя на голове».

«ОСКОЛКИ ВРЕМЕНИ»

Александр Бреусенко-Кузнецов «Мертвые душат»:
«В Глюме время разбилось на осколки, а с ним – и повествование о славном пути несгибаемого Чичеро. Сам Чичеро лишь с усилием, опираясь на логику, а не на память, мог восстановить последовательность происшедших здесь событий. О каковой последовательности он, однако, твёрдо знал, что она неверна, ибо в Глюме – всё нелогично». (Весь текст этого эпизода процитирован в обзоре «Червонец» от секунданта...», поэтому не буду повторяться).

Стелла Странник «Ба Гуа из восьми картин»:
 «У Феликса есть Прошлое. Это все то, что стоит за его спиной, то есть, было Вчера. Но есть еще одно время – прошедшее. Это то, что прошло через него и взорвалось в его сердце. Испытывает он боль не только от взрыва, но и от осколков, которые вонзились в его тело. И от них – боль гораздо сильнее.
Поищем осколки?
...Он мысленно концентрировал в себе силы, чтобы не показать напряжения, чтобы противостоять соблазну. Поэтому для него стало шоком то, что в раздетой Лере он увидел другую женщину: ужасно некрасивую. С блеклыми после краски волосами, с осунувшимся и постаревшим лицом, со складками на животе и обвислой грудью...
Это осколок прошедшего времени попал ему в глаз!
...Он мысленно представляет себе, как побежит она к нему навстречу с криками: «Папа!», как он подхватит ее на руки...  Опять осколок, не в глаз, так в голову! И потому эта голова думает о другом: то о работе, то о шефе с Верой...»
Конечно же, эти примеры не для того, чтобы принизить или напротив – возвеличить чье-то авторское достоинство. Просто встречаются такие вот совпадения... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий