Обзор романа Александра Бреусенко-Кузнецова "Мертвые пляшут"
Начала читать «Мертвые пляшут», а в
голове пошли роиться мысли: «Не много ли «мертвецов» для меня? Что еще можно
рассказать о героях, о которых уже столь обстоятельно написал автор? Что можно еще добавить в столь широко и
красочно описанный внешний мир? Разве остались еще какие-то неиспользованные
метафоры, еще какие-то яркие поэтические образы, чтобы удержать внимание
читателя не только динамикой развернувшихся событий, но и языком романа?»
Вопросов было гораздо больше, потому что
писать продолжение – это огромный риск для автора. Новое произведение должно
гармонично вписаться в уже созданный мир, удачно дополнить его и... победить в
конкуренции. Последнее очень важно, ведь второй братец, отстающий от своего
старшего брата по каким-либо показателям, теряет смысл своего существования.
Действительно, поначалу показалось, что
с языком как-то слабовато. Неужели выдохся автор на первом романе? А тут еще и
Дрю со своими чрезвычайно редкими парадоксальными мыслями:
– Нам нужно это безумие! Кроме него
нас за Порогом Смерти ничего не спасёт. Ибо весь наш ум – от Смерти…
«Вот и новая парадоксальная мысль! – замечает сам
автор. И тут же признается, - Давненько они не посещали
посланника: с момента продвижения на восток Порога Смерти».
А ведь еще совсем недавно у Дрю
наблюдались «вдохновенные полёты мысли,
раскрывшие ему суть смерти и посмертия». Почему же сейчас «мысль едва ползла, цепляясь за кочки
и проваливаясь в трясину, откуда её приходилось вновь вылавливать и отжимать
перед использованием?..»
Второй момент жужжал назойливой мухой:
уж очень часто автор напоминает о событиях первого романа. Чуть ли не в каждом
эпизоде: «это был тот самый, кто...»; «а это происходило потому, что...» С
одной стороны, без этих напоминаний и не разобраться в крупномасштабном действии,
а с другой... А потом подумала: «Это мне так кажется, потому что я читала роман
гораздо вдумчивее рядового читателя, чтобы потом написать на него обзор,
копировала удачные цитаты, записывала интересные мысли...» А если бы я просто
прочитала роман, и не сразу – по горячим следам, а гораздо позже – начала
читать его продолжение? Да, конечно же, мне очень бы понадобился «экскурсовод»,
который с «путеводителем» в руках вел бы меня через все эти земные, подземные и
небесные миры. Это надо же додуматься до того, что по сравнительной картографии
мировых ярусов каждой зоне Подземелья соответствуют небесные острова!
По мере углубления в чтение назойливые
мухи начали исчезать, потому как перед моим взором предстала полная картина
огромного плацдарма, на котором разворачивались действия эпопеи «Мертвые душат»
- «Мертвые пляшут», причем – одновременно в трех направлениях, по количеству
трех миров. Эти эпизоды невозможно было разъединить, вырвать один или же –
что-то добавить к другому: они были намертво скреплены друг с другом, как
простая фигура из детского конструктора.
И я увидела, почему их нельзя разъединить: события второго романа не
расширяли, а углубляли пространство, они словно пробуравливали его в твердь
земную и твердь небесную.
Если тогда мы узнали о трех ярусах мира, то сейчас эти ярусы описывались подробно. Под землей – огромные залы с
навесными балкончиками, с коридорами и крутыми спусками, на небе – живописные
ледники, острые пики ледяных гор, а еще – острова. И – много «мороженой воды»: «Лёд прозрачный, лёд матовый, лёд
сияющий и поглощающий свет, лёд голый и прикрытый снегом, лёд старый и молодой,
пористый и причудливо вздымающийся стрельчатыми ажурными конструкциями».
Если тогда некоторые герои пробежали вскользь, да и неизвестно куда, то сейчас они вышли на сцену перед
изумленными зрителями в самый неожиданный момент и самым неожиданным образом.
Тот же старик Стрё, который, мягко
выражаясь, недолюбливал мертвецов, сейчас
сам принял посмертие, да и сыграл далеко не эпизодическую роль. Та же
«маменька» великана Ома, которая тогда
вышла на болота, где и «одежду
запачкала, и сама ко дну пошла», а
сейчас возьми да и появись... А
Бланш? Ну, унесли ее драконы, да и ладно! Не очень-то мы и скучали по ней... Ан
нет! Пришлось мне из-за нее вправлять себе отвисшую челюсть, когда дошла до
эпизода, где главная героиня – не кто иная как Бланш, да еще и в роли бабушки!
А самый главный злодей? Владыка Смерти?
Кто-то мог догадаться, куда он спрячется?
Да, подумал Дрю из Дрона,
припоминаю: о том, что Владыка Смерти может в любой момент войти в сердце
любого из своих верных посланников, сотни раз говорилось в уставах Ордена, в
торжественных клятвах, в гимнах Смерти. Но кто мог предполагать, что это
сказано буквально?
Даже новые герои, например, семеро
наложников, имена которых так перекликаются с женщинами из гарема (фильм «Белое
солнце пустыни»), очень гармонично вписались в общую канву.
Серьезное осмысление и опять же –
углубление и еще раз углубление методом
буравчика - получили история создания мира и мифология. Казалось бы, тогда довольно много было сказано об
этом, но нет, сейчас мы получаем
более полную и интереснейшую информацию о том, как семь Божеств создавали этот
мир. Обратили внимание на то, как автор
повествует о Шестой расе? Сначала он трактует общепринятую историю
создания «мертвого и совершенного
человека», а потом – резко срывает завесу: «Нет, Шестое Божество не творило,
оно вступило в сговор с Четвертым и Пятым Божествами, совместило их творения в новую несложную композицию,
которую и назвало «Шестой Тварью».
Напомню, что Четвертая тварь – «неразумный зверь изменчивых очертаний,
ворочающийся в темной бездне самого
себя», а Пятый – «бесплотные демоны».
Вот вам и ответ на главный вопрос: кто такие мертвецы?
В мифологии, казалось бы, тоже уже все
сказано, но и здесь автор приоткрывает завесу над действительной тайной Лунного
Пламени, и новые грани жемчужины начинают играть, высвечивая скрытые ранее
стороны жизни и драконов, и людей. И Драеладр – Живой Император, и невеста
Бланш, и Бларп Эйуой, и даже Чичеро – все эти герои предстают перед нами в
новом свете этого Лунного (Рунного!) Пламени.
И в заключение – несколько цитат из
романа. Парадоксальных по смыслу, метафоричных по структуре. Пусть они сами за
себя и скажут по поводу языка.
·
Нет!
– развеселившись ещё больше, хохотнул Гны. – Громкие слова я им скажу тихо.
·
Правда,
стоило пройти пару сотен шагов в сторону болота, как с юго-западной стороны
налетел лёгенький ветерок, приятно обдувающий мёртвые лица. Но вот странность:
этим самым лёгким ветерком выкорчевало сосны, сломало и повалило ели, в щепы
раскрошило дубы.
·
–
Да уж! – вздохнул Дгай и мрачно захрустел каким-то экзотическим фруктом,
мстительно отнятым у одной из хрустальных ваз.
·
Вот
и вся история – не слишком-то увлекательная, да и не так давно освежённая в
мёртвой памяти.
·
Рэн,
казалось, сам испытывал переживания Банна, с которым был накрепко связан
магической верёвкой, а жуткий вид сквозных дырок в теле донельзя размягчал его
твёрдую волю к сопротивлению…
·
С
неприятным хрустом ключ вошёл внутрь головы, а Чичеро вновь успел подумать о
непрочности человеческой жизни. Вот ты живой, а вот уже – с ключом в голове. С
надёжным ключом от сумрачных миров смерти с маленькой буквы.
·
Должно быть, пытаясь разглядеть
причинённую рану, Плю согнул шею и посмотрел сквозь себя. Этот взгляд ему, уж
наверное, позволил бы убедиться, как сильно повреждены его органы, если бы
голова и сама не провалилась в проделанную мёртвым шаром дыру. Ещё миг – и узел
из мёртвого тела, продетого в самоё себя, шлёпнулся на каменный пол коридора,
удивляя мир новым фасоном некромантской мантии.
Ну, а в этом эпизоде автор, как и в
первом романе, опять поиграл с текстом.
Что
делал Флютрю, пока Гны занимался обыском оставшихся помещений, он и сам потом
толком не мог вспомнить. Вроде бы к нему являлась статуя Цилиндрона – входила
из коридора, демонстрируя особую походку вприсядку. Вроде бы голова магистра
Гру просилась на руки и ныла:
–
Флютрю, подними мне веки!
Флютрю
отнекивался, но голова настаивала, и Флютрю соглашался. Он брал говорящую
голову в руки, аккуратно поднимал тяжёлые веки, но голова магистра отказывалась
глядеть, мотивируя это тем, что веки не подняты. Флютрю с негодованием
отворачивался от лживой головы Гру, но тут над ним нависала статуя Цилиндрона с
отбитым носом и отказывалась дышать в сложившихся условиях.
–
Дышите ртом! – советовал ей Флютрю.
–
Не могу, я же им говорю! – отвечала статуя.
Флютрю
в ответ сильно раздражался, и на помощь ему приходило Торжество Некрократической
Законности, готовое всегда расставить всех мертвецов по углам. Это самое
Торжество возвышало свой голос, и Флютрю благодарно съёживался, видя, как
мастерски оно орудует параграфами некрократических уставов.
В
общем, вернувшийся после осмотра помещений Гны никакого Флютрю не застал. На
его месте, урча от удовольствия, стояло Торжество Некрократической Законности
и, сжимая в своих параграфах молчаливую голову магистра Гру, поучало её
цитатами из «Истории Отшибины».
Ну что, "Мертвые душат", за здравие
"Мертвые пляшут"?
Комментариев нет:
Отправить комментарий