«For сайт «Россия»
О ГЕРОЯХ, И НЕ ТОЛЬКО
Если вы хотите почитать книгу, в которой «один
чувак как дал другому..», или «бедная Лиза» льет горькие слезы по суженому, или
бесстрашный Роберт (или – Ванька?) целится из бластера в чудище несусветное, -
вам не сюда. Предупреждаю сразу: здесь нужно «шевелить мозгами». Вот и автор с самого начала романа будто
вывесил табличку «Осторожно!»:
«Между
игрой и реальностью грань может оказаться очень тонкой, тем более, если в
сценарий игры заложены реальные события.
И если в них «играют», то ход событий
оживает и вплетается в реальную жизнь».
Итак,
мы получили настрой не на простое чтиво, а на некую интеллектуальную игру.
Поиграем? Тем более, что это совсем не опасно. Есть очень простой способ выйти
из нее, отложив книгу в сторону. Если игра «не заденет».
В
центре событий романа – несколько главных героев. Понятно, что это –
интеллектуалы. Ведь кто-то из них должен вести «первую скрипку», а кто-то –
задавать тон игре. Знакомимся. Сергей Почаев – бизнесмен, неутомимый искатель
приключений. Видимо, игрок по-крупному, если «прогорел» в дефолте 2008 года. Но
– не унывает, продолжает рассматривать возможности инвестирования. Всеслав –
историк, ценитель древности, знаток ее «айсбергов» и «виражей», организатор
агентства «Стратег», которое ориентировано на политтехнологию и дает
возможность объединяться людям сходных интересов вокруг одного проекта, так
сказать, предоставляет гражданам России «социальный лифт». Его кредо: «Историк – это политик вне времени и
пространства».
Лера
Ключевая – студентка Плехановской Академии, «специалист» по подбору «ключей»,
принадлежность которых - открывать варианты решения той или иной проблемы.
Имеет высокую самооценку – так запросто готова стать второй женщиной среди
лауреатов Нобелевской премии по экономике. Ренат – не просто любитель (а здесь
еще – и победитель) компьютерных игр, и даже не просто программист, он - один
из тех, кто смыслом жизни считает программы моделирования процессов.
Астрофизик
Вера Широкова – образец женской любви: эмоционально-чувственной,
всепоглощающей, и в то же время оставляющей возможность совершать разумные
поступки даже после вынужденной разлуки с японцем Мичи.
А это –
семья Дроздовых. Татьяна – художник-мультипликатор, а Владимир осуществляет
проект «Страна Детства», воплощает в реальность мечты жены...
А ГДЕ ЖЕ ИГРЫ?
Да, в
них играют герои на протяжении всего романа. И этих игр много. Самая простая
- настольная «Монополия», у которой должно быть четыре поля, чтобы
можно было усложнять игру. В нее играют дети вместе со взрослыми. Затем идет
игра «восточных шахов и русских королей» - шахматы – игра, в которой есть, по
словам Веры Широковой, «что-то особенное, даже магическое». Не случайно герои видят «знаки», так или
иначе связанные с шахматами. Та же Вера увидела ломаную линию, напоминающую
молнию, когда играла с Ларисой Щегловой. И эта молния словно пронзила ее: а
ведь прав Илья, когда сказал, что Япония похожа на Атлантиду! Ведь там сейчас
ведутся научные разработки, о которых молчат, потому что они могут потрясти
самое смелое ученое воображение! Мысль о причине исчезновения Мичи не дает ей
покоя, а тут еще на глаза попался подарок Ильи – «античасы» с тремя зонами -
«Янь», «Инь», «Хрень», с зеркальным циферблатом, со стрелками, которые идут в
противоположном направлении... Как будто бы напоминание о том, что время
повернуло вспять...
В
шахматы играет бизнесмен Сергей Почаев со стариком Саввой Петровичем. «Мы пешки своего же
бессознательного. Но если научимся или же почувствуем – как кому повезет –
правильно использовать его, доверять предчувствиям, имеем реальные шансы стать ферзями». Именно шахматы, как считал отец Сергея,
научивший его этой игре, сформировали его стиль мышления, развили у него
стратегические способности. И именно шахматы стали его «галлюцинацией» во время
отдыха на Ладоге в одиночку. Тот же символ – молния, которая будто тонкой
длинной веткой разрезала небо на две части, и шахматные фигуры начали партию...
«Игра началась..» – подумал Сергей.
Есть
игра – как продукт интеллекта, творческая разработка, компьютерная игра, а
точнее, ее создание. И в этом процессе задействован потенциал нескольких
героев, но для двоих – Сергея Почаева и Рената - он становится почти
трагическим. Речь идет о создании игры «Форсайт - Россия». В этой игре много
сюрпризов и различных вариантов событий, таких, например, как в шахматной
партии: пешка доходит до определенной черты, и далее начинается поле
превращения, где она может стать ферзем.
А еще –
есть рассуждения о игре. Не случайно у Почаева в голове возникает образ «игры разума», и это тонко подмечает Всеслав.
И,
наконец, самая серьезная игра – та, что происходит в мире большой политики.
СИМВОЛЫ И ЭКСКУРС В ПРОШЛОЕ
В
романе много символов: параллельные линии, знак бесконечности, круги,
кольца... «Бывает, что мужчина и женщина живут как две параллельные: вроде бы рядом
друг с другом, а на самом деле никогда не пересекаются. Бывает, что мужчина и
женщина живут вместе как перпендикуляры... А бывает... как единое целое...»Это, кстати – об отношениях между Верой и
Мичи.
Вариант
второй, здесь уже – не отношения между людьми, а соотношение исторических
событий: «В истории закон о
параллельных прямых, которые в математике никогда не пересекаются, может
принимать совершенно иные траектории развития». Герои ведут речь о совпадении некоторых
узловых моментов истории: в 1881 году скончался от смертельной раны русский
царь Александр II и в этом же году погиб американский президент
Джеймс Гарфилд; русский царь – нонсенс! – чуть не провел в жизнь весьма
демократичную конституцию, а американский неаккуратно высказался о деньгах.
Ровно
сто лет назад до начала версии игры «Россия 2012» произошли в стране
трагические события, получившие название Ленский расстрел. А чуть позже
подобные события – Бойня в Ладлоу – стали кульминацией жестокой борьбы между
корпоративной властью и трудящимися штата Колорадо. И подобная волна народных
волнений прокатилась по всему миру: провозглашение Китайской республики,
независимость Албании, восстание в Греции... Характерно и то, что сто лет назад
в США одержал победу Вудро Вильсон, кандидат именно от демократической партии.
Вот и советник по экономическим вопросам, тот самый, из сегодняшней
компьютерной игры, еще в начале романа успел высказать мнение о том, что
сегодняшнее время так походит на то, которое было сто лет назад.
О каком времени я сейчас веду я разговор?
Основной пакет акций золотопромышленного прииска принадлежал лондонской компании, но находился в руках
русских бизнесменов, которые составляли большинство учредителей этой комнании.
Из-за противоречий между «медведями» и «быками» биржевой делец Жданов стал
миллионером (он играл на повышение акций), а банкир Трапезников – полным
банкротом (он играл на понижение акций). О 1912 годе! О том времени, когда
встал очень важный вопрос об установлении контроля на приисках Ленского
золотопромышленного товарищества и когда случилась здесь забастовка,
закончившаяся массовыми расстрелами рабочих.
И все
же самым значимым для версии игры «Россия 2012» является 1881 год. В романе
несколько точек прикосновения к этому году: появление «секретного конверта»,
как доказательство существования проекта последнего закона, принятого к
рассмотрению императором Александром II; подмосковный Довиль, ассоциирующийся с
городом во Франции, тем самым курортным Довилем, который был построен по совету
Софьи, внебрачной дочери Николая I и сводной сестры Александра II для
развлечения французской знати; находка в старинном комоде дневника прабабки...
Даже пьеса Оскара Уайльда «Вера и нигилисты», на взгляд одного из героев,
выступает альтернативной историей России.
Медведя,
как символ России, автор обыграл очень своеобразно. Как и любой другой символ,
он встречается на страницах романа несколько раз, и – по-разному. Есть маленький медвежонок, у которого браконьеры
убили маму, и его пожалела и забрала с собой подруга Веры – Лариса. Есть
медведь, который «пришел» к Сергею во время медитации. Тяжелый период
реабилитации после печального финала участия в игре, а вернее, в ее создании,
пришлось проходить Сергею вместе с Ренатом у шамана.
И
здесь, у шамана, как в центре круга, по которому до этого и развивались
события, находятся самые главные символы – кольца и круг. На ковре Сергей увидел круги – большие и
малые, разных цветов и оттенков, разные по ширине и по диаметру. Но все они
сходились в один центр, накладывались один на другой, из-за чего центр стал
вертикальной линией. «Все мы ходим по
кольцу, по кругу,
- заметил шаман. – И чтобы выйти из него, нужно
вступить на перегиб с другим кольцом. А там снова кольцо. И так далее, и
далее... Какая твоя сила: центробежная или центростремительная? Если первая, то
долго тебе током бегать в замкнутой цепи. Если же второго рода, то,
соответственно, придешь к центральной точке. Туда, откуда все вышло и куда все
уйдет».
Идея
внутреннего стержня, на который все нанизывается, как кольца на пирамидку, и
держит, на мой взгляд, каркас этого произведения. А первоначально возникал
такой вопрос: почему небольшие истории об этих людях тщательно собраны под одну
обложку? Ведь они могли бы существовать самостоятельно в виде миниатюры,
рассказа! Например, только о Вере и Мичи, об их любви. Или же – о семье
Дроздовых. Пусть Татьяна – страстная поклонница мультипликации, продолжает
грезить своими героями во сне, а Виктор – создает ее грезы в реалии... А Почаев
пусть финансирует этот проект. Или Лера Ключевая? Что, тесно ей со своими
«ключами» среди студентов? Для чего пересеклись пути - ее и Сергея Почаева? Для
того, чтобы разочаровать читателей незавершенностью отношений? Или же эти
чувства не стоят того?
Все эти
отдельные истории автор и «нанизал» на общий стержень. Кольца, разные по цвету
и размеру, сходятся в одном центре – центре творческой энергии, которая и
создает коллективное поле того пространства, которое и есть не просто «страна»,
но и – «твоя Родина». Это только в игре можно пользоваться дополнительными
жизнями, чтобы увеличить путь игрока...
А чем
же закончилась «Монополия» на четырех полях? «Странное и совершенно непонятное явление. Все происходящее оказалось
совершенно непредсказуемым: денежная машинка кому-то начисляла деньги, с кого-то
снимала сверх нормы или, наоборот, меньше
положенного». Да, эта игра началась не сегодня, в сценарии
создания денег «из воздуха» есть две важные точки, и одна из них – как раз и
основание банка Англии в 1694 году... Вот куда можно еще спуститься по винтовой
лестнице истории!
Взрослые
любят сказки про деньги. И потому в их воображении Курочка Ряба, которая несет
золотые яйца, это и есть единственный печатный станок, как артефакт. И создание
денег « из воздуха», и их неожиданное исчезновение, как у Булгакова, когда на
глазах изумленной публики они превратились в пустые фантики, это и есть Мировой
Валютный Фокус.
Рассуждая
о некоторых событиях Прошлого, не хочу ввести читателя в заблуждение. Не
подумайте, что в этом произведении так много исторических экскурсов. Нет, автор
словно небольшими штрихами напоминает нам об этом Прошлом, а мы, если хотим, то
размышляем дальше, а если нет, то просто продолжаем читать. Тем более, что
читать совершенно не скучно.
О ЯЗЫКЕ
Если бы
его не было, лично я и не стала бы читать эту книгу. То есть, если была бы она
написана сереньким, простецким языком, а то еще и с нотками поучения или
нравоучения... Нет, роман сплетен художественным словом, с богатым
использованием выразительных средств русского языка. Так что читать его просто
приятно.
Много
эпитетов, сравнений, красивых метафор в описаниях:
«Заходящее солнце
подкрасило небо рыжими брызгами...»;
«Воздух был как
коктейль, в который постепенно, но неуклонно добавляли прохладу»;
«Бархатную ночь укрыла
звездная скатерть»;
«И молния огненной
сетью прорезала небо под аккомпанемент громовых раскатов»;
«По небу, как по
художественной палитре, уже растекались краски от светло-голубого до синего, и
расплескали облака, вспоротые малиново-рыжими бликами вечернего солнца».
Описания
несут смысловую нагрузку. То есть, они не просто ради «красивого словца». Вот,
например, идет описание цветов в огромном горшке. Для чего? Оказывается, здесь
появилось гнездо черного дрозда.
Олицетворение:
«Костер разошелся и
выпрямился»;
«Грозно рычал гром»;
«Обувь хлюпала и
сплевывала набранную воду...»;
«Ветер завывал изо
всех щелей и притворялся жутким раненым зверем».
Текст
не перебарщивает диалогами, они мягко переходят в описания и рассуждения. Вот
одно из авторских рассуждений.
«Кому-то часы
напоминали о прошлом, кому-то указывают путь в ближайшее будущее, а кто-то
«часов не наблюдает», по мнению классика, будучи счастливым человеком.
Парадоксально, но нам свойственно сожалеть о том, что было, страстно ожидать
того, что будет, совершенно не задумываться о том, как все это вместе
соотносится с вечностью. Но по-настоящему счастлив тот, кто умеет правильно
пользоваться настоящим моментом. Именно «здесь и сейчас». И от нашего хода ,
поступка в партии игры по имени Жизнь порой зависит гораздо больше, чем можно
представить».
Некоторые
сюжетные линии, на мой взгляд, не доработаны. Например, о молодом военном Юрии
Веневеде, который самое ценное, что успел сделать, это увидел, как реставраторы
у стен Кремля открыли икону, и послушал куранты с музыкой из оперы Глинки
«Жизнь за царя». Много героев, которые так же быстро пробежали перед глазами:
казачка Екатерина Пироваева, старик Савва Петрович... С другой стороны,
возможно, это и есть продолжение нанизывания на пирамиду фабулы тех самых
колец? Колец шамана!
Есть
несколько неточностей, но это не снижает достоинств романа. Например, в музее
была Валерия, потом уже – Виктория, и вновь Валерия.
Когда
же в Большом театре давали «Жизнь за царя» Глинки: 19 февраля 1861 года или 19
февраля 1961 года?
В целом
впечатление от прочитанного неоднозначное. Да, остается приятное послевкусие, а
значит, книга оставит у читателя хорошее впечатление. С другой стороны, автор
заставляет читателя не расслабляться за чтивом, а мыслить. Много подстрочного
текста, который притягивает как магнит и будит воображение. А еще – требует
нового и нового переосмысления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий