суббота, 29 декабря 2012 г.

Парадокс и "великолепные нелепости"

Однажды я была приглашена на свадьбу. Торжественная церемония проходила на вилле, которую арендовали на трое суток новобрачные, и гости расположились в удобных двухместных домиках, к каждому примыкали бассейн и открытая веранда. Одним словом, были созданы самые комфортные условия для отдыха. Многие детали в интерьере мне показались странными, и я позже использовала их в описании резиденции Белой королевы, к которой прилетела на драконе моя героиня. Но самым странным я признала нечто, замеченное мною в последний день свадьбы, перед отъездом.

Возле деревянных резных ворот, через которые входили и выходили не только мы, но и другие туристы, а также обслуживающий персонал, я заметила очень маленькую, как для лилипутов, калитку, на которой были прибиты два блестящих металлических символа: & &. Я посмотрела на ворота и увидела две цифры – 88. То есть, эти символы как бы дублировали номер виллы, мол, таблички с цифрами закончились, вот и пришлось прибить нечто похожее. Но меня поразило не только это. Я задала себе вопрос: «Для чего, или для кого эта калитка?» и... не смогла на него ответить. Забегая вперед, скажу, что после отъезда я спрашивала у других приглашенных на свадьбу, видели ли они эту калитку, но все недоуменно пожимали плечами: ее никто и не заметил.
Вскоре после этого я писала «Фантасмагории бизнес-леди», и в части «Полет к Белой королеве» использовала этот момент. Моя героиня несколько раз задумывалась, в реальности ли она находится, настолько окружающая действительность была необычной. Но каждый раз ангелы-хранители убеждали ее в том, что это и есть самая что ни на есть реальность. И вот героиня уезжает из гостеприимного дома Белой королевы: 
            «Я потянула за тяжелое чугунное кольцо на воротах, такое же, как снаружи, и подумала: «Как легко и комфортно было мне в этом доме! Если он существует в реальности, тогда у него должен быть номер...» Я подняла голову и увидела две блестящие металлические восьмерки, аккуратно прибитые по центру ворот. «Так и думала, так и думала... – стучало в голове, - номер действительно есть, но две восьмерки означают Бесконечность, или Вечность... Не зря тогда Белая королева сказала, что для Вечности и год – маленький срок...»
Рядом с большими воротами были маленькие, в виде калитки. Как я их не заметила? А они для чего, вернее, для кого? И почему не обойтись одними воротами? На калитке висели два таких же блестящих символа &  &, очень похожих на восьмерки. А что они обозначают?  Об этом я уже не узнаю от Белой королевы. Может быть, то, что все в этом мире имеет начало и конец?»
Наличие калитки было для меня парадоксальным явлением. А уж если мы дошли до слова «парадокс», то давайте освежим свою память. «Парадокс» - от греческого «неожиданный», «странный» - ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), который может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. В случае с калиткой я так бы сформулировала это суждение: «Калитка была сделана для того, чтобы в нее никто не входил».
Парадоксальность – очень распространенное качество, присущее произведениям самых разных жанров искусства. Необычные высказывания, странные названия  произведений, как и парадоксальное их содержание, конечно же, привлекают внимание читателей. Некоторые мысли легко запоминаются, и не удивительно, что становятся афоризмами, крылатыми выражениями. Например, у Бернарда Шоу: «Сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу!»; «Как всякий ирландец, я не люблю ирландцев»; «Дорога к невежеству вымощена роскошными изданиями». Или – у вымышленного человека, у которого даже портрет, и тот вымышленный, у Козьмы Пруткова: «Где начало того конца, которым оканчивается начало?»; «Никто не обнимет необъятного!»; «Если хочешь быть счастливым, будь им». Или у Оскара Уайльда – «Взаимное непонимание – самая подходящая основа для брака».
Но самым интересным в этом плане я бы отметила творчество Льюиса Кэрролла (именно поэтому я ссылалась на него в своих «Фантасмагориях»). Многие критики называют этого человека создателем жанра «парадоксальной литературы». Да, конечно же, его герои не нарушают логики, а наоборот, следуют ей, доводя эту логику до абсурда. «Чем больше сыра, - говорит героиня в «Алисе в Зазеркалье», - тем больше в нем дырок, но, ведь, чем больше дырок, тем меньше сыра. Получается, чем больше сыра, тем меньше сыра».
Надо же, до сих пор идут дебаты о том, что такое «Снарк» («Охота на Снарка»  Л.Кэрролла). Действительно, что?  
- Атомная бомба или научно-технический прогресс?
- Некая социальная утопия?
Одни видят в этом произведении зашифрованную историю религиозных баталий викторианской Англии (банка с апельсиновым вареньем – это не что иное, как символ протестанизма). Другие утверждают, что вообще бессмысленно говорить о человеке, которого нет на самом деле. Да и как он умудрился написать о событиях, которые тоже никогда не существовали? Ну, побывал читатель между двумя мирами – реальным и вымышленным... (Или – в нереальной реальности и в реальной нереальности?) И что? Это – просто игра, игра со словами, игра с читателем, без каких-то определенных правил, без поощрения победителей и осуждения побежденных. Игра ради игры.
Последнее время много говорят и о другом понятии – «абсурд». Посмотрим и это слово в словарях. «Выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого все-таки может быть выведено противоречие». От латинского «нелепый» - «нелепость», «бессмыслица». Интересно, что и абсурд стал художественным приемом. Вспомните произведения Франца Кафки, Сэмюэля Беккета и Эжена Ионеско. А в русской литературе – Даниила Хармса, Александра Введенского и Николая Олейникова. Вот по ком «плачет» «Тетрадь абсурда»! А есть и те, кто считает родоначальником абсурда Антона Чехова.
В связи с этим определим более четко границы парадокса и абсурда. В первом не нарушается логика, она следует до тех пор, пока не дойдет до абсурда, скорее всего, «почти дойдет». Причинами появления парадокса, скорее всего, становятся неоднозначность живого языка, неумеренное использование интуитивных соображений, рассуждений, отсутствие четких правил вывода. Во втором – подчеркнутое отсутствие причинно-следственных связей, гротескная демонстрация нелепостей, бессмысленности человеческого бытия.
Анализируя высказывание о калитке по этим признакам, еще раз прихожу к выводу: это – парадокс. Не абсурд. 
На той же вилле я увидела множество других довольно странных на первый взгляд, предметов и явлений. Например, мне было интересно, что соломенная крыша над беседкой представляла собой гигантское гнездо, в котором жили птицы. Их не видно, так как спрятались они в выщипанных для этого углублениях. Опять же - кем выщипанных? Человеком или же самими птицами? Но вот процокали каблучки по дорожке – и стая взлетает над беседкой, как будто бы появилась из «ниоткуда». Птички были небольшими и серыми, мне показалось это не интересным, и я «поселила» сюда райских птиц – красивых пернатых с голубыми грудками и пышными розовыми перьями (они действительно водятся в этих краях).
И вот как стала выглядеть эта сцена в моем произведении. Героиня спугнула птиц, и они взлетели, напугав и ее, но ангелы-хранители успокоили: «Не бойтесь, это райские птички...» Девушка испугалась еще больше: «А что, мы уже в раю?»
К таким же «нелепостям» я отнесла полотенца, свернутые трубочкой, из которых махали головками старые знакомые – желтые цветы, которыми героиня любовалась по дороге. Они «облепили» там огромные раскидистые деревья, и потому воздух был наполнен необычайным ароматом. Примеры можно продолжить. Их много. То есть, практически все, что окружало героиню во время посещения Белой королевы, есть в реальности. Но не все это доступно каждому взору, чтобы увидеть это, нужно уметь замечать и уметь удивляться замеченному.
У Маяковского есть стихотворение «Великолепные нелепости», в котором тоже описываются примерно такие, правда, более жесткие, «мужские», нелепости, связанные с войной. Но вот финал, который их перечеркивает на корню, даже – с извинением о том, что «показалось»:
«Все они встанут просто вот так,
Вернутся и, улыбаясь, расскажут жене,
Какой хозяин весельчак и чудак.
Скажут: не было ни ядр, ни фугасов
И, конечно же, не было крепости!
Просто именинник выдумал массу
Каких-то великолепных нелепостей!»

На портале «стихи.ру» увидела стихотворение некоего Писарчука. Не затрагивая тему художественной ценности стихотворения, просто сообщу, как оно называется: «Вся соль поэзии – нелепости и блеф». Пожалуй, это и есть единственное, что можно процитировать. Зато по теме. Если назвать нелепости младшим братом, даже – маленьким братишкой парадокса, пожалуй, будет понятно, почему я поставила эти витиеватые, расплывчатые, порой, едва уловимые «великолепные нелепости» рядом с гигантом логического мышления – парадоксом. На мой взгляд, они нередко сопровождают его, создавая своеобразный фон, атмосферу.
Почему я подняла этот вопрос? Если утверждать, что время модернизма закончилось, значит, все мы сегодня занимаемся созданием постмодернистской литературы. А она, по утверждениям многих критиков, не ищет смысла (где-то – не открыто, избегая этой темы) или же является пародией этого поиска. Ирония, игра, фабуляция – приемы, которыми в той или иной степени пользуются все авторы. И особенно ярко раскрывается это в произведениях, написанных в стиле метафизического реализма, нового реализма, фантастики. То есть, в произведениях авторов, которые и стали участниками нынешнего Международного литературного конкурса «Триммера».
Уверена, что каждый автор не просто «высасывает из пальца» материал для своих произведений. Он с интересом рассматривает окружающую действительность и видит в ней нечто странное, лирическое, фантастическое. И это «нечто» он подвергает сюрреалистическим и символическим преображениям. Особенно много парадоксального в фантастике. Есть даже парадоксы, связанные с путешествием во времени, например, парадокс убитого дедушки и парадокс предопределения. Или - философский – о тотальной смертной казни, его еще называют парадокс смертной казни. Его тоже можно использовать в фантастическом или мистическом романе.
Вот так появляется на свет новое произведение. А что интересного об использовании парадокса и «великолепных нелепостей» скажут другие авторы? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий