(Продолжение темы «Парадокс и «великолепные нелепости»)
Сегодня я хочу продолжить размышления на тему «Парадокс и «великолепные
нелепости», заострив их на более узком «отрезке»: «Парадокс абсурда или абсурд
парадокса?» А в качестве примера использую произведение Сери Сомневающегося
«Фантастическая реальность Или Учение Абсурда».
Александр Бреусенко-Кузнецов высказал сомнение в том, что «это повесть или роман»,
иными словами, предположил, что произведение «Фантастическая реальность...» является не художественным произведением, а
научным исследованием. Действительно, такая мысль приходит в голову при чтении синопсиса,
конечно же, если не читать само произведение. Ну, а когда начнете читать, то
поймете, что автор ведет игру не только с «рядовым» читателем, но и с
редактором, для которого и написан синопсис.
А идея произведения может быть сформулирована так: «Эта правда настолько
абсурдна, что даже не укладывается в мое Учение об Абсурде».
Это высказывание и
является главным парадоксом абсурда, с одной стороны, и абсурдным парадоксом, с
другой. Вокруг этой мысли и строится сюжет. А эту парадоксальную идею автор не
просто «раскручивает», он ее буквально «ввинчивает» в голову читателю,
аргументируя историческими и научными фактами, логически домысливая их и
облекая в новую форму, оставляя прежним содержание. «Ввинчивание» -
естественный процесс, если действие происходит по спирали. А ее и построил
автор, двигаясь все дальше и дальше и в то же время возвращаясь назад. Он
говорит о сказанном ранее, но отображая его в более четком ракурсе. Будто
сначала делает прививку своей вакциной, а, убедившись, что критический момент
миновал, вводит лекарство все большими и большими дозами.
Спираль в произведении поднимает героя не вверх, по пути духовного развития,
а вниз, по пути деградации личности. Но, уже после объявления об абсурдности
учения, вновь поднимает. Повесть, построенная от первого лица, как монолог
главного героя и его дневниковые записи, почти стирает границу между автором и
героем, и именно потому и возникает ощущение, что это автор придумал новую
духовную теорию и «пудрит» нам мозги. На самом деле он так тщательно «стер»
границу между своим «я» и главным героем, что только разъединив их в финале
произведения, предоставит нам, наконец, возможность их идентифицировать.
Главный герой, движимый постулатом «Религия – опиум для народа», начинает
посещать все без разбора имеющиеся в его городе «духовные» школы. «Перестройка
превратила политическое просвещение в духовное, - считает он, Серя
Сомневающийся, до недавнего времени бывший Фомой Неверующим, - значит, я смогу
этим «духовным опиумом» сдвинуть свою «точку сборки» (читай: изменю восприятие
и сознание). Наряду с творческим развитием учения Карлоса Кастанеды и духовной
практикой учения Дона Хуана он посещает
ашрам кришнаитов, пытается стать последователем Саи Бабы, буддистом, сторонником
Живой Этики, Дианетики («где все не идиоты, а роботы»), знакомится с женщинами
из организации «Радостея», «замыкает круг» с последователями Акбашева, попадает
в движение Индейцев, начинает верить Белой целительнице, ученикам Грабового, не отрицает «Пути дурака»
Кости Шамбалы и окунается с головой в «болото» Шри Чинмоя. Он читает «Осознанные сновидения»
Стивена Лаберже, культивирует «внутренний огонь» по книге Лу Куань Юй «Даосская
йога. Алхимия и Бессмертие», начинает закаливать свое тело по системе Порфирия
Иванова и пить травы как Серафим Саровский и как тот же Дон Хуан.
Герой не теряет разума, как эти «идиоты с безумными глазами». Он –
сторонний наблюдатель, потому что вошел в эти «секты» со стороны кулис, чтобы
увидеть то, что недоступно взору зрителя из зала. И вот что он видит. Тот, кто вчера занимался
транспортировкой наркотиков, сегодня стал главой буддистов. Сторонник «Учения
Дона Хуана» выпрыгнул из окна, фанат «сновидений» Лаберже заболел, а
организаторов «Радостеи» судят за то, что они отбирали у одиноких людей
квартиры. Но самое скрываемое от взора зрителя из зала – сексуальные склонности
руководителей и последователей духовных практик. Именно из-за этих
«склонностей» они с легкостью могут покинуть пост президента кришнаитов и
принять православие, выйти из баптистского круга к староверам. И они же в
паузах между медитациями занимаются не
только «астральным» сексом, и не только с представителями противоположного
пола, и не только с совершеннолетними.
«Мне страшно интересно все это. -
Говорит главный герой. – Иногда страшно больше, чем интересно». У Сери
Сомневающегося растет отвращение к духовным практикам. И оно выражается в
жутком желании «справить нужду»: сначала – малую – вместе с главой буддизма
Дании у писуара, испытав состояние «сатори» - блаженства, затем – большую –
после «замыкания Круга» с последователями Акбашева. «Духовный опиум» он оставил
прямо на тротуаре, не успев добежать до гаражей. Будто испытал катарсис -
освободился от психической энергии, от «скверны». «Духовная помойка», -
так называет главный герой эти
«сообщества». Он иронично высказывается о том, что рядом – «одни Гиганты Духа»,
и поэтому тоже предлагает свое учение.
Принципиальное отличие его учения от других в том, что Сомневающийся «обнаружил»
отличие энергетического тела от материального: но у него все наоборот - душа состоит из
материи, а физическое имеет полевую структуру – «глюонное облако». Утверждая
это, он, в то же время, высказывает мысль об абсурдности этого утверждения:
«Представить себе такое – абсурдно. Это невозможно и необычно, - скажете вы, но
я говорю Правду. Ваше отношение к моему Учению Абсурда зависит только от того,
насколько вы можете допустить эту возможность». Вот здесь всплывает в памяти
один из самых известных парадоксов – парадокс лжеца: «То, что я утверждаю
сейчас – ложно», или «Я лгу», или «Данное высказывание – ложь». Как ни крути,
но цепочка рассуждений возвращает нас в начало, потому что это высказывание
противоречит закону исключенного третьего, его невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
«Учение Абсурда, – по мнению Сери, -
это лучшее средство борьбы с Бесами, смех над ними». И тут же делает поправку:
«Бесов мало. Все преступления совершают обычные люди, которые служат этим
бесам. Я специально взял себе такое смешное духовное имя, и мое Учение
Абсурда - это звучит еще смешнее».
Или еще одна иллюстрация его игры с читателем. «Я всегда сомневался в
результатах тренировки, сейчас я уже не сомневаюсь – это было самое трудное –
не сомневаться. Но я оставляю себе прежнее свое имя – Сомневающийся, так как
это же абсурдно, то, что Сомневающийся больше не сомневается. Мне интересно, что
будет дальше».
И вот финал. «Самая волнующая фраза, какую можно услышать в науке, - фраза
, возвещающая о новых открытиях, - вовсе не «Эврика!», а «Вот забавно». Айзек
Азимов. «Вот забавно, что в моем Учении Абсурда подготовка своего
энергетического тела для самостоятельного существования нужна только для того,
чтобы освободить свое физическое тело от зависимости от материи».
Действительно, забавно, что можно с такой легкостью поверить в то, что
некто Сомневающийся прошел путь «духовного развития» и придумал свою программу
«духовного просветления». Значит, автор справился с раскрытием идеи
произведения, окончательно «запудрив» нам мозги? Нет, в тексте он применил
другое выражение: «навешал на уши лапшу».
В силу своей необычности парадокс как ситуация или суждение, существующие в
реальности, но не имеющие логического объяснения, как, впрочем, и абсурд со
своей бессмыслицей, привлекают внимание читателей. Мнений на этот счет может
быть много. Столько же, сколько человеческих судеб. И потому закончу словами
одного из просветленных, Будды: «Жизнь – это порождение нашего разума».
Комментариев нет:
Отправить комментарий