вторник, 19 ноября 2013 г.

Бедность и богатство. Ракурс четвертый

Еще один ракурс отношения к бедности и богатству обнаружила я в книге Павла Глобы «Живой огонь».  Впрочем, подобную позицию легко найти и в «Учении древних ариев», а также в любом другом источнике литературы о зороастризме.
Во многих учениях к этому вопросу подходят примитивно: осуждается материальное обогащение, приветствуется – духовное. Куда уж проще? А вот в зороастрийском подходе делается упор на учение о добре и зле и на принцип золотой середины. То есть, богатство – оно изначально и не хорошее, и не плохое. Таковым его может сделать человек, имеющий свободу выбора.

Стоит ли дробить, разделять земной воплощенный мир на составные части и противопоставлять их друг другу, в том числе и бедность и богатство? «К любому поступку мы должны подходить как к священному обряду, не осквернять его нарушением принципов мироустройства. Поэтому нельзя призывать думать только о духовных плодах и одновременно считать все материальное грязью, недостойной внимания. Наш земной мир — составной элемент целостного мира, и если вы признаете ценность приобретения духовных сокровищ, познания мира, развития ваших способностей, то вы не должны отвергать и материальные проблемы». (Павел Глоба «Живой огонь»).

Далее он обращает внимание на то, что в символике домов гороскопа проблемы накопления богатства относятся ко второму дому, в то время как сюда же относятся и вопросы накопления всех других ценностей: знаний, энергетики, вещей, воспоминаний, опыта и т.д. Иными словами, все то, без чего человек не будет чувствовать почвы под ногами, без чего он будет лишен силы. Причем, считается, что если человек чего-то из перечисленного не накопил, то он в этой жизни не выполнил свою земную программу.

Сокровища надо собирать на всех уровнях: как в верхнем мире, духовном, так и в нижнем мире, воплощенном. И получается, что зороастризм не отвергает богатство, но только то, что накоплено праведным путем. Такое богатство даже считется священным. Конечно же, для этого не нужно становиться рабом богатства, копить его ради него самого, ведь все, накопленное человеком, ему на самом деле не принадлежит. Об этом в Авесте сказано так: "Ты не должен слишком обустраиваться в этом мире. Ибо мирское устройство человека оборачивается его духовным разрушением. Не прельщайся обретением многих сокровищ и богатства, ибо в конце тебе придется оставить все".

Общим правилом для всех знаков Зодиака и домов гороскопа считается такое: если человек очень много внимания уделяет проблемам одного знака (дома), то на него начинают сильно действовать проблемы противоположного знака (дома). Второму дому противостоит восьмой дом, следовательно, при зацикливании на проблемах накопления богатства в жизнь вторгаются проблемы разрушения, смерти, духовной гибели, экстремальных ситуаций. Причем, «зацикливание» может быть как в одну сторону, так и в другую: отождествление богатства с добром и отождествление его со злом.

Еще один интереснейший момент. Оказывается, по зороастрийским законам, каждый человек должен в течение жизни увеличить размер своего состояния не менее чем в 16 раз. При этом состояния должно хватить и самому человеку, и его детям. Ну, а если оказались излишки, их надо раздать, иначе они станут источником обольщения. Человек возгордится, будет считать себя "пупом земли" и в конце концов станет служителем зла. Не случайно именно второй дом гороскопа часто становится для человека дорогой в ад, нижними вратами (Porto Inferno).

В зороастрийских общинах никогда не было нищих. Члены крупнейшей общины последователей зороастризма в Индии — парсы — являются самыми богатыми в стране. Умение зарабатывать всегда считалось священным, но если появились излишки — найди нищего и помоги ему. Пока хоть один человек из твоих сородичей будет страдать, ты не имеешь права пользоваться богатством, так как главная цель накопления богатства — внесение гармонии в этот мир. Если ты работаешь только для себя, становишься рабом богатства, то все, что ты имеешь, обращается в пыль.

С другой стороны, не поощрялось нищенство. Если не умеешь ценить накопленное, заработанное, то есть материальные блага, значит, так же можешь относиться и к благам духовным, не ценить и их, так как все в этом мире взаимосвязано. Резко порицается паразитизм, жизнь за чужой счет. В Авесте про таких людей сказано: "Тот, кто ест что-либо не от своих постоянных трудов, но от усердия других, подобен человеку, который держит в своей руке человеческую голову и выедает из нее мозги". Точно так же осуждаются и другие формы присвоения чужого имущества: кража, грабеж и т.д. Еще цитата: "Не вымогай от богатства других, чтобы твое ежедневное трудолюбие не перешло в небрежение". То есть, человек должен зарабатывать сам, а не выпрашивать себе подачек, как это часто случается сейчас у нас.

В то же время каждый труд должен быть оплачен, бесплатный труд не поощряется. Деньги вообще рассматриваются как эквивалент труда, разновидность энергии, и если человек затратил физическую или умственную энергию, выполняя работу, он должен получить за нее компенсацию — деньги. С другой стороны, нельзя платить деньги ни за что, за невыполненную работу. Нарушение этих принципов ведет к паразитизму или со стороны работодателя, или со стороны работника.

Какое же богатство может считаться благим? То, которое нажито благими путями. Зороастрийцы выделяют четыре правила приумножения богатства, следовать которым должен каждый человек, зарабатывающий деньги.

Первое правило: думай о благе партнера больше, чем о своем собственном.
Второе правило: святость договора, как устного, так и письменного. Если дал слово, ты обязан его сдержать. "Договор дороже денег».
Третье правило: богатство можно наживать любым путем, но нельзя нарушать целостности мира, нельзя осквернять благих творений. В частности, запрещается наживаться на убийстве человека, растений, животных, на разрушении природы, осквернении огня, земли, воздуха и воды. Нельзя строить свое благосостояние на строительстве различных вредных производств, на загрязнении воды и воздуха, на засорении земли, на убийстве, на войне, на оружии — это будет богатство от дьявола.

Как тут не вспомнить еще об одном  морально-этическом принципе зороастризма — принципе золотой середины. Сейчас многие считают его изобретением Аристотеля, однако он гораздо старше. Вспомним, что зло — разрушение изначальной целостности мира, а значит, эта целостность, это равновесие могут быть нарушены как в одну, так и в другую сторону. Отсюда следует, что плохим является как избыток, так и недостаток любого свойства, качества. Золотая середина — то, что соответствует целостности мира. Поэтому принцип золотой середины органически вытекает из зороастрийского учения о добре и зле.

Во всех областях жизни, и конечно же, в области накопления материальных благ, существует оптимальный путь, и отклонение от этого пути как в одну, так и в другую сторону нарушает закон. Даже в религии осуждается как неверие, атеизм, так и фанатизм, зацикливание на религиозных вопросах, нетерпимость к инакомыслящим. Еще один пример, из области питания: осуждается и обжорство, чревоугодие, с одной стороны, и аскеза, голодовка, неоправданные ограничения, с другой стороны. Важно помнить, что избыток и недостаток одинаково служат злу.

Согласно зороастризму, человек, который следует принципу золотой середины, попадает под защиту невидимой ограды (в Авесте — Вара). Он как бы находится в центре бури, в той самой точке, где сияет солнце и спокойно море, в то время как вокруг вздымаются огромные волны и ревет ураган. Моряки называют ее "глаз бури". Любые отклонения от этой точки резко повышают уязвимость человека и делают его беззащитным.

Так что выводы делайте сами. Но лучше всего, видимо, пережить удары бедности и богатства, по стечению счастливых обстоятельств попав в этот самый «глаз бури».


Комментариев нет:

Отправить комментарий